Лодки ПВХ с жёстким дном (пайольные лодки) или НДНД? Разрушение мифов

11 950

19 апреля, 2022

Лодки ПВХ с жёстким дном (пайольные лодки) или НДНД? Разрушение мифов



две лодки.jpg


«Пайольная лодка или лодка НДНД?» - этот спор существует столь же долго, сколько вообще существуют данные виды техники.

 

И, конечно же, в пылу жарких разговоров и пересудов каждый из «оппонентов» обрастал большим количеством мифов… Причём не имеющих под собой реальной почвы и часто вводящих потребителей в заблуждение!

 

Сегодня эксперты Globaldrive решили примерить на себя роль «разрушителей легенд» и развеять по морскому ветру 3 главных мифа о лодках ПВХ с жёстким дном:

 

Миф №1:

Пайольные лодки очень долго и тяжело собирать/разбирать

 

Миф №2:

Пайольные лодки имеют очень большой вес и куда тяжелее лодок НДНД

 

Миф №3:

Пайольные лодки имеют худшие мореходные характеристики в сравнении с лодками НДНД

 

Итак, устраивайтесь поудобнее, ведь мы начинаем!

 

Начнём с первого мифа:

Пайольные лодки дольше собирать чем лодки НДНД 

Если разобраться в процессе сборки/разборки судна каждого типа, то данный стереотип разбивается о сухие объективные цифры на таймере:

сбодка пайол.jpg

В действительности время сборки/разборки пайольной лодки будет меньше времени аналогичного процесса для лодки НДНД.
Как происходит сбор пайольной лодки?

Пайольная лодка ПВХ представляет собой конструкцию с надувными баллонами, килевой трубой и жёстким дном, состоящим из нескольких пайол (то есть сланей). В зависимости от модели количество сланей может варьироваться от 4 до 6 (в среднем, 4).

   Исходя из этого процесс заключается в следующем:

  • В первую очередь нужно придать форму судну, СЛЕГКА накачав его баллоны. 

  • Потом необходимо СЛЕГКА накачать килевую трубу.



  •   Почему слегка? Потому что на данном этапе важно получить лишь контуры лодки. Полная накачка воздухом помешает вам на дальнейших этапах сборки.

     

    • Только после этого стоит переходить к последовательному вкладыванию сланей. Сначала устанавливается носовая слань и плотно вбивается к краю лодки (это можно сделать даже одним ударом ступни), а после – кормовая. Потом устанавливаются вторая и третья слани (для удобства поставьте их «домиком») и вдавливаются ладонями в судно.

     e08c2d8b33c15ad669d71c1f884b401b.png

    Небольшая статистика:

       

    В среднем, даже новоиспечённый владелец судна с минимальным опытом может вставить слани в течение 2-3 минут. С опытом результативность выйдет на новый уровень! Так специалисты сервисных центров выполняют данную процедуру в течение 1,5 минут в спокойном ритме. Чем чаще вы будете эксплуатировать лодку, тем скорее повторите их рекорд!

     

    • Установив слани, можно переходить к стрингерам, удерживающим их между собой. Для многих это – достаточно тяжёлая процедура… но всё становится проще, когда они узнают маленьких лайфхак: стрингеры нужно брать не снизу, а с торцов (боков), причём упирая торцы в ладони!!! При такой механике стрингеры входят лёгким движением ладоней, не провоцируя владельца на физические усилия. И, конечно же, не забудьте слегка приподнять слани перед вдавливанием.

            

    • В завершение останется докачать баллоны и килевую трубу до максимальных значений.

     

    Сколько времени уходит на сбор пайольной лодки?          
     

    •  В среднем, 20-25 минут.



       А теперь давайте взглянем на «оппонента»:

     лодка нднд.jpg

    Как происходит сбор лодки НДНД?

    Лодка НДНД представляет собой цельно надувную конструкцию с несколькими баллонами (как правило от 2-х дор 4-х) и кильсоном.

     

    • Соответственно, весь процесс сборки заключается в накачивании лодки воздухом «до готовности».

     

    Но есть один нюанс: объём воздуха в кильсоне сопоставим с объёмом воздуха в баллонах, то есть качать судно придётся в два раза дольше в сравнении с пайольной лодкой, состоящей из баллонов и небольшой килевой трубы.

     

    Сколько времени уходит на сбор лодки НДНД?

     

    • В среднем, 30-35 минут с использованием ножного насоса.

     

    Таким образом, миф о том, что пайольные лодки очень долго собирать, разрушен! 

     

    рука.jpg

      Из этого вытекает ещё один вопрос:

     

    А что проще – собрать лодку с жёстким дном или с надувным? 

     

    По нашему субъективному мнению, проще вбить несколько сланей, чем устраивать себе импровизированную кардиотренировку с ножным насосом.

     

    Здесь многие могут возразить и напомнить о существовании автомобильного компрессора, которым можно спокойно накачать лодку, не принимая в этом процессе практически никого участия.

     

    Увы и ах, на практике это работает только в 10% случаев!

     

    Если вы рыбачите, охотитесь или отдыхаете только в хорошо известных вам локациях, где можете спокойно подъехать чуть ли не вплотную к воде и подключить компрессор, а потом бросить машину на берегу и выйти на воду, то отлично – компрессор вам определённо подходит!

     

    Но в 90% случаев реальность такова, что ареал пребывания часто меняется!

     

    В незнакомых местах процедура накачки компрессором практически невозможна из-за трудностей подъезда к акватории. Кроме того, есть закон, запрещающий приближаться к водоёму ближе чем на 200 метров.

     2_3_3 (1).jpg

    В попытках обезопасить своё авто, любители активного отдыха идут на хитрость – они просто прячут автомобиль в деревьях/крупных зарослях кустарника/траве. В таком «природном окружении» для накачки лодки компрессором просто нет места! В результате лодку несут в свёрнутом виде к берегу и качают там старым добрым ножным насосом.

     

    Но не будем лукавить:

    Для человека без опыта сборка/разборка пайольной лодки действительно может быть затруднительной в первый сезон эксплуатации. Всё-таки в любом деле важно сначала набить руку!

     

    Поэтому здесь производители решили пойти своим покупателям навстречу:

     

    Некоторые современные модели лодок с жёстким дном выпускаются с пайолами типа «книжка» или со специальными пазухами, позволяющими соединять слани между собой, т.е. системой типа «папа-мама». Благодаря таким модификациям всё становится намного проще, что может быть очень полезно для новичков!

     

    Переходим ко второму мифу:


    Пайольные лодки тяжелее лодок НДНД

    K-330_4.jpg


      Здесь все зависит от контекста:

     

    • Если мы сравниваем лодки в собранном виде, то безусловно лодка с жёстким дном будет тяжелее лодки НДНД из-за сланей;

    • Если мы сравниваем лодки в разобранном виде, то все совсем наоборот.

     

    Давайте будем объективными: вес лодки вы ощущаете только в трёх случаях, а именно перенося её от машины к берегу, спуская уже собранную на воду и вытаскивая с воды на берег.

     

    В редких случаях может возникнуть необходимость доставать лодку из воды прямо во время сплава из-за порогов или других преград, которые вы не можете преодолеть, но такое бывает в 5-10% из 100%.

     

    Соответственно, вес собранной лодки вы почувствуете только при заходе на акваторию и выходе с неё в течение нескольких минут.

    Главная задача – донести разобранное судно от автомобиля до берега водоёма для непосредственной сборки.

        

    И вот тут пайольная лодка сразу становится легче лодки НДНД!

    плывут.jpg


    Допустим, общий вес пайольной лодки 60 кг.

    На практике вы можете перенести составляющие лодки по отдельности, начав со сланей и стрингеров, а после перенеся «шкуру» лодки. Таким образом вы можете уменьшать вес лодки пропорционально количеству ваших ходок, например, в соотношении 30-30 кг. 

    Допустим, общий вес лодки НДНД 50 кг.    

    Конструкция такого судна является цельной, то есть её нельзя разделить. Вы должны будете пронести весь имеющийся вес за одну ходку.

    Что легче – нести на себе 50 кг или сделать 2 ходки с 30 и 30 кг?

    Легче и безопаснее для вашего организма всё же второй вариант!




    Таким образом, миф о том, что пайольные лодки имеют очень большой вес и куда тяжелее лодок НДНД, частично разрушен!

     

    Небольшое замечание, которое даст вам «пищу» для раздумий:

     

    На водоёме (т.е. в собранном виде) больший вес пайольной лодки будет идти в плюс при прочих равных условиях с лодкой НДНД. За счёт большей прижимной силы на днище будет лучшее прилегание носа и кормы, лучшая балансировка, а значит более высокая остойчивость.


    Завершаем разбор третьим мифом:



    Пайольные лодки имеют худшие мореходные качества чем НДНД



    Чтобы проверить объективность, а точнее чтобы доказать необъективность этого высказывания, предлагаем рассмотреть 4 важнейших характеристики – остойчивость, надёжность, курсовую устойчивость и скоростные характеристики.

    Пойдём по порядку:


    • Поперечная остойчивость.


     
    На самом деле пайольная лодка имеет гораздо большую остойчивость в сравнении с лодкой НДНД благодаря более низкому центру тяжести (из-за веса сланей и их расположения на днище). Соответственно, лодка ПВХ с жёстким дном лучше сопротивляется внешнему боковому воздействию, быстрее восстанавливает своё положение и дарит больше комфорта пассажирам. Из-за высокой остойчивости внутри пайольной лодки можно свободно перемещаться и стоять в полный рост, а значит охотиться с ружьём, орудовать спиннингом/сетью/подсаком и т.п.

     965f8401a7d4ea9d9e4b5d8b299dacc7.jpg

    • Надёжность.

     

    Для утилитарных целей, а именно охоты, рыбалки, транспортировки различного груза и т.п., пайольная лодка подходит безусловно намного лучше за счёт повышенной практичности и живучести днища. Иными словами, вы не сможете проколоть лодку рыболовными крючками, случайно упавшим ножом и другими колюще-режущими предметами.

     

    Некоторые ценители водно-моторной техники могут «влить в нашу бочку мёда ложку дёгтя» и возразить, что слани перетирают ПВХ и сокращают срок эксплуатации лодки.

     

    Что же, более 5-10 лет назад мы бы безукоризненно с вами согласились, но точно не сейчас! На современных качественных пайольных лодках на сланях предусмотрена специальная алюминиевая окантовка, полностью решающая эту проблему.

     

    • Курсовая устойчивость.

     

    И здесь преимущество за пайольными лодками, ведь такие плавсредства имеют гораздо большую курсовую устойчивость в сравнении с НДНД.

     

    Чтобы понять причину, надо разобраться в разнице килевой трубы и кильсона, а точнее в разнице показателей жёсткости в каждом случае:

     

    Кильсон на лодке НДНД даже в накаченном до максимума состоянии не способен сохранять жёсткость на продолжительных маршрутах. Как ни крути всё равно будет иметь место небольшая деформация киля, что в последствии приводит к потере курсовой устойчивости.


    113e4c0514050235558c763908722222.jpg

    К чему это приводит? Лодка НДНД становится не способной резать волну и удерживать курс (т.е. идти ровно), а ещё начинает постоянно рыскать вправо/влево на протяжении всего маршрута.

    Кажется, что в этом нет ничего страшного?

     

    Тогда подумайте вот о чём:

     

    Вам придётся постоянно корректировать свой маршрут и подруливать румпелем. Мало того, что это неудобный и раздражающий процесс, так он ещё и ведёт к заметным финансовым растратам: из-за постоянного подруливания мотор потребляет значительно больше топлива! За 1-2 часа прогулки по водоёму вы этого, конечно же, не заметите, но на длинной дистанции или во время вылазки на охоту/рыбалку на несколько дней такая разница сразу «ударит по бюджету».

     

    Таким образом, на протяжённых маршрутах слабая курсовая устойчивость лодок НДНД – первостепенная причина «прожорливости» мотора.

    С лодками с жёстким дном всё совсем иначе!

     

    Килевая труба на пайольной лодке способна сохранять жёсткость, полностью избегая деформации, а значит и сохранять курсовую устойчивость. Причина в том, что слани судна идут враспор под баллоны, то есть баллоны не дают пайолам возможности подняться.

     

    Безусловно, пайольные лодки имеют меньшую килеватость в сравнении с лодками НДНД, но она является более длинной – от носа до кормы. И это имеет решающее значение на водоёме с волной!

     

    Как известно, в режиме глиссирования лодка ПВХ идёт именно «на пятке», то есть на кормовой части (от середины до кормы). Если на корме не выражена килеватость, лодка ПВХ начинает вести себя на волнах по аналогии плоскодонных пласредств – рыскать, дельфинировать и т.п.

     

    Итак, благодаря сохранению жёсткости килевой трубы и кормовой килеватости пайольные лодки лучше держат курс и уверенно идут по волне, экономя мотору топливо, а также лучше управляются и дарят больше комфорта своему «капитану» и пассажирам. Вот почему для длинных дистанций предпочтительнее именно лодки ПВХ с жёстким дном.

     

    • Скоростные характеристики.едут.jpg

     

    В данном аспекте лодки НДНД превосходят пайольные лодки из-за большей килеватости. Они быстрее набирают скорость и быстрее входят в режим глиссирования, что очень ценят сторонники непродолжительных прогулок по водоёму с ветерком!

     

    Подытожим:

    По трём из четырёх сравниваемым характеристикам пайольные лодки не уступают лодкам НДНД (а где-то даже превосходят их).

     

    Таким образом, миф о том, что пайольные лодки имеют худшие мореходные характеристики в сравнении с лодками НДНД, разрушен!

     

    Теперь вы понимаете, что не стоит идти на поводу растиражированных мифов и стереотипов? Большинство из них бывает беспочвенным и необоснованным!

     

    Лодки ПВХ с жёстким дном, или пайольные лодки – настоящая «классика» водно-моторного мира! Эти плавсредства имеют ряд уникальных преимуществ, которые просто не найти в суднах другого класса.

     

    Может быть именно поэтому многие, кто когда-то уходил от пайольных лодок в сторону лодок НДНД, спустя годы всё равно возвращаются к «классике» …

     

    Но не воспринимайте это как доказательство превосходства или «камень в огород» лодок с надувным дном!

     

    Лодки НДНД имеют свои отличительные преимущества, которые делают их такими востребованными у любителей активного отдыха! Плавсредства с надувным дном не менее качественны, удобны и хороши для тех акваторий, для которых они спроектированы.

     

    Всё зависит от цели вашей покупки… а ещё от вкусовых предпочтений!

     

    Свою лодку нужно выбирать не только разумом, но и сердцем, ведь впоследствии она должна дарить вам радость, удовольствие и приятные воспоминания.

     

    Отправляйтесь бороздить водные просторы на том, к чему действительно лежит душа, и помните, что специалисты Globaldrive всегда помогут вам подобрать идеальное судно в любом классе!

    Логотип GD горизонтальный синий PNG.png



    Другие статьи

    GD Service Star

    13.04.2022 13:17:54

    12399

    Главная
    Избранное
    Каталог
    Сравнение
    Профиль